Норматив образования отходов

Вступление в действие мусорной реформы стало причиной нового подхода к обращению с отходами от разных видов деятельности. Если еще 2-3 года никто из жителей многоквартирных домов (МКД) не задумывался о количестве «производимого» мусора, то с получением квитанций за январь 2019 года, этот вопрос стал одним из злободневных.

Надо отдать должное средствам массовой информации, из которых стало понятно, что начисление резко возросшего платежа произведено исходя из усредненного объема мусора, образовавшегося от одного человека в быту. Редко, кто согласился, что норматив образования отходов, выставляемый коммунальщиками, соответствует действительности. Поэтому вопрос, как и кем устанавливается норма, остается актуальным. Статья поможет разобраться в схеме установления норматива и подскажет, как можно оспорить завышенные нормы.

Понятие норматива образования отходов в ЖКХ

Нормативом образования отходов является среднее количество твердых бытовых отходов, которые формируются в единицу времени (месяц, год, квартал). Правила определения норм накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации (ПП РФ) №269 от 04.04.2016 года. В 2017 и 2018 году в Правила вносились доработки, с которыми они были введены в 2019 году.

Норма образования ТКО не может быть установлена одинаково на всей территории страны. Она является дифференцированной единицей и ее расчет должен производится с учетом особенностей расположения, климата и инфраструктуры местности. В основе вычисления лежит совокупность экологических, экономических и социальных интересов населения и государства.

Нормативный показатель определяют на основании замеров веса и объема отходов и выражается он соответственно в количественных значениях веса или объема, на установленную законодательством единицу. С учетом среднего показателя в текущем отрезке времени прогнозируют объемы накопления на предстоящие периоды.

Для чего рассчитывают норматив накопления отходов

Норматив является значением, влияющим на тарифное регулирование и ценообразование при оказании услуги по обращению с отходами. То есть на прямую влияет на стоимость за обращение с ТКО, для жителей МКД. Кроме того, этот показатель необходим при планировании работы коммунальных служб. С учетом утвержденного норматива региональный оператор:

  • определяет потребность мест накопления и оснащения их контейнерами;
  • выстраивает графики вывоза отходов
  • приобретает или нанимает необходимое количество специальной техники;
  • формирует бюджет на персонал и содержание спецсредств;
  • решает вопросы утилизации и вторичной переработки мусора.

В России среднегодовой нормой накопления отходов на 1 человека является значение в диапазоне 2,0-2,5 м³. Нормативы образования отходов являются обязательным показателем при установлении лимитов на их размещение.

Правовое регулирование расчетов норм накопления отходов для населения

Технико-экономическое регулирование при расчете нормативов определено Федеральным законом 89-ФЗ от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления». ПП РФ от 4.04.2016 года №269 является практическим руководством – в Правилах определения нормативов ТКО прописаны конкретные формулы расчета среднего значения:

  • в объемном и весовом эквиваленте;
  • за сутки, месяц, сезон, год.

Порядок предоставления коммунальных услуг, утвержденный ПП РФ от 06.05.2011 года № 354, обязует регионального оператора работать с учетом нормативов. ПП РФ «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» №484 от 30.05.2016 года разъясняет роль норматива при установлении и утверждении единого тарифа регионального оператора. Нормативная база позволяет по-разному подходить к учету и прогнозированию норм накопления отходов в МКД, в разных регионах.

Какие отходы учитываются в нормативе накопления ТКО

К ТКО относят весь идущий на выброс материал, образовавшийся в жилых домах и на придомовой территории. В учет идет крупногабаритный и строительный мусор. Основную массу составляют биологические (остатки пищи, очистки овощей, древесина) и синтетические отходы (бумажные, пластиковые элементы) отходы. К каждой группе применяются свои санитарно-эпидемиологические правила и нормы сбора, хранения и утилизации.

Следует помнить, что размер, вид и структура мусора важна при расчете нормативов. При проведении замеров: не допустимо уплотнение, должно быть исключено смешивание отходов с разными классами опасности, рекомендовано максимально возможное разделение по категориям.

Факторы, влияющие на расчет норматива образования отходов на 1 человека

Значение норматива в разных поселениях зависит от технических, климатических, экономических и даже демографических характеристик. Мониторинг показывает, что значение, полученное замерами в местах накопления отличается в зависимости:

  • от региона расположения поселения: климата, продолжительности годовых сезонов, растительности;
  • от категории поселения: город или сельская местность, преобладание промышленного или сельскохозяйственного рода деятельности населения;
  • от технического состояния инженерных систем населенного пункта;
  • от среднего возраста проживающих и других факторов.

Способ накопления мусора в МКД и его готовность к вывозке, влияют на расчет нормативов. Так как при раздельном типе сбора отходов, объем сокращается приблизительно на 0,5 м³, с человека, за счет плотности укладки однородного мусора. При возможности вторичной переработки части содержимого контейнера, средний вес отходов на 1 жителя снижается ≈ на 30 кг в год.

Уровень благоустройства домов и придомовой территории, тоже важная характеристика. Для частных домов, не подключенных к системам коммуникаций, норма накопления больше.

Определение нормы накопления ТКО на квартиру

При расчете нормативов накопления мусора в МКД анализу подвергается содержимое:

  • баков на контейнерных площадках;
  • бункерах мусоропроводов;
  • в мешках, при таком способе накопления.

Следует помнить, что во избежание возникновения ошибок при расчетах следует исключить смешивание мусора из квартир с отходами организаций. Например, из ближайшего магазина.

Расчет норм образования ТКО с 1 квартиры производится 2 способами:

  1. По числу проживаемых в квартире людей.
  2. По размеру жилой площади, то есть ко количеству м² квартиры.

Зачастую региональный оператор считает второй способ наиболее приемлемым. Связано это с тем, что при учете количества проживающих людей можно опираться лишь на официальные данные, которые могут быть неправдивы. В то время как площадь жилья всегда остается неизменной. Вопрос спорный, и решается на усмотрение регионов. Например, в Московской области среднегодовая норма ТКО на 1 м² площади равна:

  • в квартире – 0,113 м;
  • в индивидуальной жилой застройке – 0,123 м³.

Если собственник владеет несколькими квартирами, то производить оплату за обращение с ТКО придется за каждую жилплощадь. Данные о метраже квартиры и зарегистрированных в ней гражданах региональному оператору должна предоставить управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья.

Организации, считающие норматив образования ТКО

Обязанность обеспечить расчет норматива в соответствии с установками ПП РФ № 269 возложена на региональные органы власти. Нормативным актом субъекта Федерации возможно делегирование этой обязанности на органы местного самоуправления.

Региональный оператор заинтересован в подсчетах нормативных показателей на обслуживаемой территории. Обычно исполнители коммунальной услуги считают объемы и массу мусора количеством отгруженных контейнеров или числом поездок загруженного мусоровоза на полигон. Практика показывает, что уполномоченные органы власти при установлении нормативов принимают во внимание данные региональных операторов.

Собственникам МКД не запрещено производить независимые расчеты и проверять корректность нормы, включаемой в расчет стоимости услуги. В последнее время жители нередко практикуют замеры, снимая загрузку и выгрузку контейнеров на видео камеру.

Кто утверждает методику расчета и проверяет корректность норматива

Рекомендации по проведению замеров и фиксирования их результатов описаны в методическом пособии, разработанном Министерством строительства РФ и введенном Приказом от 28.07.2016 г. №524. В документе представлены формы, которые принято использовать в качестве протокола замеров. Порядок утверждения протокола определяется региональными нормативными актами.

Росприроднадзор и Роспотребнадзор могут назначить и провести документальную проверку установленных нормативов, если посчитают что они не корректны.

Согласно ПП РФ № 354 при заключении договора с региональным оператором в документе должны содержаться сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления ТКО уполномоченным органом исполнительной власти. Получается, что за правильность расчетов отвечают властные структуры на местах и в регионе.

Особенности расчета в разных регионах

Для северных регионов норматив накопления ТКО обычно ниже, чем для южных областей. Это объясняют тем, что северные регионы характеризуются длительным холодным периодом. Среди северных городов для Ханты-Мансийска нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 человека и на 1 квартиру являются самыми низкими по стране.

Особенностью южных регионов является длительный период, требующий регулярной уборки прилегающей к дому территории и, соответственно, больший объем собранного мусора. Регионом с одним из самых больших значений нормативного показателя накопления ТКО является город Ростов-на-Дону.

Куда обращаться жителям МКД с жалобой на завышенные нормы

При несогласии с установленными нормами накопления ТБО следует написать заявление на имя регионального оператора, действующего на территории. Заявление будет рассмотрено только в том случае, если имеется подписанный договор об оказании услуг по обращению с отходами. Владельцам квартир в МКД рекомендуется на первом этапе обратиться в УК, которой собственниками поручено заключать договор с оператором.

Достоверные данные накопления ТБО на конкретном участке можно получить взвешиванием и замерами объема в течение 7 дней, в разное время года. Такие замеры нередко проводят инициативные жители. Сравнение данных, полученных таким образом, легко сравнить с данными регионального оператора и утвержденными нормами.

При явном расхождении следует попробовать решить спорный вопрос в административном порядке, через обращение в органы местного самоуправления, наделенные правом регулирования вопросов с мусором. Имея на руках неоспоримые доказательства, можно добиваться пересмотра норматива по решению суда.

Таким образом норматив образования отходов – это важный показатель. Правильно вычисленное значение не заставит жителей платить больше положенного, а региональному оператору поможет оптимизировать процесс обращения с отходами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector