МУП в жилищно коммунальном хозяйстве

Аббревиатура ЖКХ знакома практически каждому жителю нашей страны. Учитывая специфику формирования экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве в последние десятилетия, проблемы в данной отрасли решаются на государственном уровне. Основной из них является отсутствие регулирования тарифов на услуги, которые предоставляют компании, занимающиеся ЖКХ. Помимо обслуживания граждан, управляющая компания должна заниматься автоматизацией деятельности, основываясь на базе инновационных технологий, выполнять ремонт всех компонентов своего хозяйства, осуществлять контроль и учитывать объем фактически предоставляемых услуг.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальным хозяйством называют комплекс подотраслей экономики, которые направлены на обеспечение стабильного функционирования инженерной инфраструктуры зданий различного назначения, населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры. В состав данного комплекса входят два сектора экономики: соответственно, жилищный и коммунальный. Жилищный сектор подразумевает рассмотрение всех вопросов жизненного цикла зданий – от их эксплуатации до ликвидации. Более широкие задачи решаются в рамках коммунального сектора. Основным источником дохода коммунальных предприятий ЖКХ является начисление государственно утвержденный тариф.

Созданием единого государственного органа, ответственного за обеспечение жизни населения стали заниматься еще при Екатерине II. Развивать местное (городское) хозяйство продолжил Александр II. Начиная с 1870 года, управление городским хозяйством и благоустройством территории было передано губернаторам. После реформ, проведенных в 1892 году, правительство освобождает себя от забот в его развитии, переложив их на органы общественного управления.

После революции молодое советское правительство предпринимает ряд мер, направленных на национализацию жилищного фонда – была отменена квартирная плата, что привело к исключению в домах «хозяев», которые были бы заинтересованы в их сохранении и качественной эксплуатации. Существенные реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве были проведены во времена НЭПа. Управление жилым фондом при помощи жилищно-эксплуатирующих контор сложилось в Советском Союзе. Система оплаты, к которой привыкли современные жители нашей страны, окончательно сложились уже в современной России после реформы в 2006г.

Далее разберемся, что такое государственное коммунальное унитарное предприятие на монопольном рынке.

Состав жилищно-коммунального хозяйства.

В широком смысле ЖКХ состоит из:

  • энергоснабжения – обеспечения стабильных поставок электрической энергии юридическим и физическим лицам
  • водоснабжения– специалисты коммунальных предприятий отвечают за прокладку и восстановление водопроводных труб, водозабором, доставкой воды на обслуживаемые объекты, обеспечением горячего водоснабжения
  • газоснабжения – поставка газа
  • отопление – доставка теплоносителя и обогрев домов и зданий
  • канализование и водоотведение – отведение и утилизация сточных вод

В основе своей все эти устули оказываются предприятиями естественных монополий. В комплекс услуг, относящийся к жилищным, которые должны оказывать предприятия ЖКХ входит вывоз мусора, обеспечение стабильного функционирования мусоропровода, проведение ремонтных работ общедомовых инженерных коммуникаций, санитарная и эпидемиологическая обработка, благоустройство придомовых территорий.

Характеристика муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства

До реформы все крупные предприятия отрасли ЖКХ находились в собственности государства, после часть этих предприятий продавалась в частные руки или акционировались. Многие остались в собственности государства с формой организации МУП. Эта аббревиатуру означает муниципальное унитарное предприятие.  Разберем наиболее важные черты подобных организаций.

  1. Собственник. Для их образования необходимо выделение имущественной доли (ее выделяют либо муниципальное образование, либо государство). Создание унитарных организаций направлено для удовлетворения определенных потребностей или выполнения задач, поставленных правительством
  2. Уставной капитал. Его размер устанавливается, исходя из ранее разработанного устава организации. Для управления капиталом обязательно ведется бухгалтерский учет
  3. Организационно-правовая форма. Организация муниципальных унитарных предприятий осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения (такие МУП называют «казенными»)

Типы предприятий

Местные власти закрепляют за муниципальными унитарными предприятиями определенные материальные активы, однако, они по-прежнему остаются собственностью самого муниципалитета. Они действуют на основании прав, в зависимости от которых могут использовать переданное имущество. Различают 2 типа МУП:

  • право хозяйственного ведения – большинство обычных предприятий имеют именно такой гражданско-правовой статус
  • оперативное управление – такие МУП называют «казенными»; так как форма управления не очень подходит для получения прибыли от деятельности организации, ведь для любых операций, связанных с имуществом, требуется разрешение от муниципальных властей, поэтому данный тип МУП встречается реже («казенные» предприятия больше зависят от финансирования из бюджета)

Советская модель управления жилищно-коммунальным хозяйством дала отголосок в современной России. После того, как был подписан контракт с исполнительной дирекцией МУП, его финансовая деятельность переходит под контроль собрания собственников. Ее ежегодно в обязательном порядке должна проверять ревизионная комиссия. Следует отметить, что дирекция коммунального хозяйства более эффективно управляет различными эксплуатирующими участками, чем это делает отдельный директор ЖЭУ.

Цель создания и функционирования

Основные цели создания унитарных организаций заключаются в:

  • осуществление определенных видов деятельности, являющихся датируемыми
  • осуществление деятельности, направленной на решение целого комплекса задач социального характера (к таковым, например, относится реализация определенной продукции, работ и оказание услуг по минимально возможным ценам)
  • необходимости эксплуатирования имущества, которое запрещено приватизировать на государственном уровне

Любое коммунальное унитарное предприятие Российской Федерации действует в соответствии со статьями №2 и №113 Гражданского кодекса РФ. Кроме оказания услуг физическим и юридическим лицам, а также извлечения прибыли от собственной деятельности, оно должно удовлетворять потребности государства и обеспечивать государственные нужды. К учредительным документам МУП относятся решение об учреждении, принимаемое членами государственных органов, а также устав.

Имущество подобных организаций формируется из нескольких источников. Оно передается по решению собственника. Кроме того, имущество формируется на основании прибыли, получаемой в результате ведения хозяйственной деятельности, кредитования, амортизационных отчислений, капитальных вложений, бюджетных финансовых средств, добровольных взносов и прочих источников, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации. К таковым, например, можно отнести сдачу пустующих помещений здания в аренду каким-либо фирмам. Источником также служит муниципальный жилищный фонд. 

Профессиональный стандарт предприятий ЖКХ

Профессиональным стандартом в сфере жилищно-коммунального хозяйства называют многофункциональный нормативный документ, основное предназначение которого заключается в:

  • описании бизнес-процессов, осуществляемых для достижения цели и выполнения задач, которые поставлены перед определенным типом деятельности – водоснабжения, водоотведения, канализации, управление многоквартирными домами и т. п.)
  • определении требований к условиям труда, квалификации, опыту, профильному образованию работников коммунального государственного казенного предприятия ЖКХ
  • саморегулировании рынка труда

Помимо этого, профессиональный стандарт – это средство обеспечения качества оказываемых услуг.

В 2014 году был создан специальный Совет по профквалификациям в ЖКХ, который наделен рядом полномочий. Во-первых, данный орган имеет право мониторить рынок труда, для того чтобы отслеживать появление новых профессий, а также следить за изменениями в данной сфере. Во-вторых, специалисты Совета занимаются разработкой и применением профессиональных стандартов. В-третьих, они занимаются координационной деятельностью, связанной с оценкой профессиональных квалификаций. В-четвертых, участвуют в процессе разработки образовательных стандартов профобразования и обучения работников, которые задействованы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

Современное состояние ЖКХ в Российской Федерации

Согласно мнению большинства специалистов, для усовершенствования модели ЖКХ в Российской Федерации желательно изучить зарубежную практику. Кроме того, необходимо внедрять современные методы управления. Желательно, чтобы управлением жилищным хозяйством вело многоотраслевое ЖКХ. К сожалению, предприятия, занимающиеся жилищно-коммунальным хозяйством в современной России, делают это крайне неэффективно. Все дело в нескольких причинах:

  • отсутствии целей реформирования, которые должны быть четко сформулированы
  • не проработанности законодательных и нормативных аспектов, связанных с взаимоотношениями муниципальных органов и коммунальщиков
  • низкой квалификацией и недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников
  • масштабной коррупцией в данной сфере

Помимо этого, специалисты связывают недостаточную эффективно работы таких компаний с неправильным регулированием потоков финансовых средств и низкой активностью населения, в плане контролирования деятельности нанятых компаний.

Ссылка на основную публикацию