Внеплановая проверка ГЖИ

Нарушения в сфере предоставления услуг ЖКХ скорее является правилом, чем исключением. Однако во избежание чрезмерного административного давления на бизнес, установлен порядок плановых и внеплановых проверок. Контроль над качеством оказания коммунальных услуг осуществляется территориальными надзорными органами. Целью статьи является показать, когда назначается проверка не по плану и что ее отличает от планируемых контрольных мероприятий.

Порядок назначения проверок в ходе осуществления жилищного контроля

Государственная жилищная инспекция(ГЖИ) разрабатывает и утверждает график плановых проверок. Его размещают в общий доступ на официальном сайте прокуратуры. Запланированные мероприятия ГЖИ связаны с контролем над соблюдением требований энергоэффективности, пожарной безопасности, норм эксплуатации, другими аспектами осуществления коммунальных услуг и обеспечения нормальных условий жизни в

многоквартирных домах (МКД). Деятельность управляющих компаний (УК) проверяют каждые 3 года. Контроль может осуществляться чаще, это связано с объективными событиями или изменениями норм и стандартов.

Сроки проведения проверок установлены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года, №294–ФЗ. Они не могут превышать 20 рабочих дней. Когда требуется провести сложное, подробное исследование, допускается увеличить срок выездных мероприятий не более, чем еще на 20 дней. Проверочные мероприятия ведутся совместно с пожарным надзором МЧС, Роспотребнадзором, Ростехнадзором. Могут привлекаться строительные и другие ведомства.

Данные о проверках заносятся в единый реестр проверок.

В каком случае проводится внеплановая проверка

Порядок осуществления дополнительного контроля ГЖИ регулируется ст. 10 №294–ФЗ. Причинами инициирования проверки может стать:

  • невыполнение предписаний или несоблюдение сроков их выполнения;
  • выявление индикаторы риска;
  • поступление информация об угрозе жизни и здоровью граждан, историческим ценностям или экологии;
  • нарушения требований Роспотребнадзора.

Основанием для осуществления внеплановых мероприятий служит распоряжение руководителя контролирующего органа. Часто это является реакцией на жалобы жителей МКД. Нередки случаи, когда причиной становится результат рассмотрения отчетов сотрудников ГЖИ или заявлений от других ответственных ведомств.

В ГЖИ также поступает информация из СМИ, от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Публикации в изданиях вызывают общественный резонанс и часто становятся причиной срочных действий без подтверждения достоверности.

До выхода распоряжения проводится предварительный анализ имеющихся документов, изучаются данные жалобы с результатами предыдущих заключений. Следует отметить, что обращения граждан принимаются только от установленных лиц и должны подкрепляться доказательствами. 

Дополнительный контроль ГЖИ может основываться только на фактах, доказывающих ее необходимость. Получив данные из неустановленного источника, инспектор имеет право обратиться за разъяснениями к представителю УК. Но сотрудничество будет добровольным, а не обязательным.

Жилищный кодекс РФ об основаниях для проведения внеплановых проверочных мероприятий

ЖК РФ, возложил обязанность рассмотрения дел о нарушениях в сфере ЖКХ на Главного инспектора ГЖИ. Это значит, что все жалобы, входящие в компетенцию инспекции подконтрольны руководителю, и решение о проведении внеплановых проверочных мероприятий является его прерогативой.

Территориальные контрольные органы действуют на основании нормативных актов, разработанных и введенных в действие местной законодательной властью. Документы не могут противоречить ч.1.1 ст. 165 ЖК РФ. Издание их обязательно, так как требования и условия эксплуатации жилого фонда в регионах могут отличаться.

Организация внеплановой проверки

Чтобы понять, как проходит внеплановая проверка, стоит обратиться к ФЗ-294. Закон регламентирует следующие этапы.

  1. При поступлении информации о прецеденте, руководитель районного органа подписывает типовой приказ с указанием цели.
  2. Юридическому лицу без промедления направляется распоряжение о документарной или выездной проверке. Разрешается уведомить управляющую компанию любым доступным способом, как правило, данный этап занимает не более 24 часов;
  3. Намеченные в распоряжении мероприятия проводятся в установленный срок с оформлением акта.

При выявлении любых фактов, вызывающих опасение у инспекторов, формируется предписание. Организации необходимо устранить нарушения, и составить отчет с соблюдением сроков. При необходимости может быть инициирован дополнительный выезд инспекции для оценки выполненных работ. Дополнительно может запрашиваться информация и документы управляющей компании.  Иногда дело передается в прокуратуру.

Что не проверяют в рамках внепланового контроля

На контролирующий орган налагается ряд ограничений. Инспекторы ГЖИ не могут настаивать на требованиях, находящихся вне их компетенции. Существует запрет на изучение документов и информации, не относящейся к предмету расследования. Мероприятия по осуществлению контроля могут быть отменены прокуратурой, как безосновательные.

Что может стать итогом внеплановой проверки

Результатом проверочных мероприятий вызванных повторными нарушениями или игнорированием исполнения предписаний может быть обращение в судебные органы. Например, если недочеты не исправлены или работа проведена не в полном объеме, юридическое лицо привлекут к административной ответственности по ч. Ст. 19.5. КоАП. Кроме этого, жилищная инспекция вправе подать иск о компенсации средств, потраченных на вынужденную ревизию.

Если управляющая компания не согласна с документом, она может подать письменные возражения в ГЖИ в течение 15 дней с момента получения требований.

Частота внеплановых проверок в каждом регионе зависит от состояния жилищного фонда. Так, аварийные строения увеличивают поток заявок в период таяния снега. Неготовность к отопительному сезону – одна из главных причин. К грубому нарушению относится задолженность за поставки теплоносителя более двух месяцев.

Внимание инспекторов будет обращено на аварийные козырьки, ступени, проблемы с освещением и уборкой снега. Как показывает практика, с сокращением обязательных надзорных мероприятий, число внеплановых проверок за последние годы возросло. 80% случаев – это недовольство клиентов.

Ссылка на основную публикацию