Муниципальный жилищный контроль

В многоквартирных домах (МКД) вопросы ремонта общедомового имущества и обеспечения полного набора коммунальных услуг берут на себя управляющие компании (УК) по договору с собственниками. Нередко случается так, что УК не выполняет своих обязательств перед жильцами или устанавливает слишком высокую оплату. В Российской Федерации создана система надзора над деятельностью предприятий ЖКХ. В статье рассмотрим: кто контролирует работу коммунального хозяйства в муниципальных округах, куда жаловаться на бездействие УК, а также расскажем о способах обращения в надзорные органы.

Система жилищного контроля в Российской Федерации

Контролирующие органы в сфере ЖКХ следят за качеством выполнения обязанностей УК в жилом доме. Законодательно надзор классифицируется по уровням:

  • Муниципальный – представлен в лице администрации муниципалитета. Органы местного самоуправления включают структуру, которая организует и отвечает за осуществление инспекционного контроля.
  • Региональный – задачей является оценка соблюдения требований и норм по содержанию МКД в регионе. Основным исполнительным органом на данном уровне является государственная жилищная инспекция (ГЖИ).
  • Государственный – устанавливает нормы и правила в системе контроля качества услуг ЖКХ. На данном этапе издаются законы, регулирующие нормы обслуживания, поставки услуг и ресурсов.

Система действует целостно, на основании федерального законодательства, с учетом особенностей конкретной местности.

Жилищный кодекс РФ о надзоре в сфере ЖКХ

Основы регулирования системы надзора над ЖКХ, ее функционал, цели и задачи, заложены в Жилищном кодексе Российской Федерации. В статье 20 кодекса содержится подробная информация о муниципальном, государственном и общественном контроле.

Дополнительно разработаны и приняты Федеральные законы и Постановления Правительства РФ:

  • ПП РФ 493 «О государственном жилищном надзоре».
  • ПП РФ №489 от 30.06.2010 о правилах подготовки плановых проверок.
  • ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» от 26.12.2008 года, № 294–ФЗ
  • ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «Об обращении граждан».

Представленные документы позволяют муниципальным органам осуществлять контроль деятельности ЖКХ.

Отличия муниципального контроля от государственного и общественного

Муниципальная надзорная деятельность имеет существенные отличия от государственного и общественного контроля. Он заключается в проведении проверочных мероприятий сотрудниками местной администрации. В каждом муниципалитете должна быть создана специальная структура с полномочиями для осуществления плановых и внеплановых проверок соблюдения законов со стороны ЖКХ на данной территории.

Государственное регулирование устанавливается со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации. На данном уровне разрабатывают и утверждают нормативные документы, устанавливают регламенты, аккумулируют сведения об организации надзора в регионах, не участвуя при этом в проверках.

Общественный уровень представляет собой деятельность инициативной группы жильцов, наделенных дополнительными правами для контроля качества и законности действий УК. Иногда общественный контроль над работой городского жилищно-коммунального хозяйства является одним из направлений деятельности общественного совета муниципалитета.

Организация контроля на уровне муниципалитета

На муниципальном уровне проверку выполняет соответствующий орган муниципального жилищного надзора (ОМЖН). Среди основных его полномочий выделяют рассмотрение жалоб граждан, проведение ежегодных и внеплановых проверок с целью контроля работы ЖКХ, вынесение предписаний нарушителям. Представители муниципального звена в системе контроля подчиняются органам федерального и регионального уровней. Их деятельность регламентируется основными законодательными актами, регулирующими правила осуществления проверок работы ЖКХ. При выявлении любых несоответствий с нормами, муниципальные органы вправе приостановить деятельность УК до устранения всех нарушений, и передать их функции другой компании.

Регламент работы

Организационные мероприятия по проведению проверок УК заключаются в разработке специальных программ, положения об ОМЖН и регламентов работы. Муниципальные органы контроля подчиняются региональным инспекциям и другим подразделениям, занимающимся проверками деятельности организаций ЖКХ.

Функции органов муниципального контроля

Органы, осуществляющие надзор над деятельностью предприятий ЖКХ на муниципальном уровне, уполномочены на выполнение следующих функций: 

  1. Проверка соблюдения требований нормативных документов.
  2. Направление запросов и получение согласования на выдачу распоряжений о проверочных мероприятиях.
  3. Выдача предписаний об устранении обнаруженных нарушений и неполадок.
  4. Составление отчетов о выполненных работах по контролю.
  5. Направление результатов проверок в правоохранительные органы, если выявлены грубые нарушения;

Одной из самых важных функций является: организация, подготовка и проведение лицензирования предприятий ЖКХ. Эта деятельность направлена на то, чтобы к обслуживанию МКД, изначально привлекались только организации, отвечающие всем требованиям.

Работа с обращениями граждан

При получении письменного обращения от граждан, товарищества собственников жилья или инициативной группы жителей, ОМЖН:

  • обеспечивает всестороннее и своевременное рассмотрение заявления;
  • делает запросы на дополнительные документы, которые необходимы для рассмотрения жалобы;
  • принимает все меры для восстановления нарушенных прав гражданин, написавших обращение;
  • готовит ответы на поставленные вопросы в письменном виде.

Орган муниципального контроля должен информировать заявителя о направлении обращения в другие надзорные органы для дальнейшего разбирательства.

Основания для проведения проверки деятельности УК

Назначение плановой проверки производится через 1 год:

  • с момента принятия управляющей организацией должностных обязанностей по управлению МКД;
  • с даты завершения прошлой плановой проверки деятельности юридического лица или ИП по управлению МКД.

Внеплановые проверочные действия назначаются при поступлении информации о нарушениях и бездействиях в коммунальной сфере.

Как правильно написать заявление в ОЖМН

Заявление пишут в произвольной форме. Собственники помещения или жители МКД имеют право написать его от руки или напечатать на компьютере. При этом необходимо указать:

  • организацию, на которую подается заявление;
  • персональные данные заявителя;
  • причины составления жалобы.

Подать заявление можно в исполнительный орган по месту нахождения УК.

Муниципальный жилищный контроль является важным звеном в системе обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в Российской Федерации. Его безусловным преимуществом является близость к потребителям услуг ЖКХ и доступность. Жителем МКД полезно знать, что существует такой способ защиты их права на получение качественных коммунальных услуг и вовремя сигнализировать, если это право нарушено.

Ссылка на основную публикацию