Ремонт лифтов

Неисправность лифтового механизма может сильно затруднить ежедневные дела и заботы жильцов многоквартирного дома (МКД). Особенно это касается собственников квартир, расположенных на верхних этажах. Кто несет ответственность за ремонт лифта в МКД? Когда и за чей счет осуществляется замена оборудования? Найти ответы на эти, и другие вопросы поможет статья.

Кто отвечает за лифты в многоквартирном доме

Содержание и ремонт лифтов входит в обязанности управляющей компании (УК), наравне с обслуживанием всего остального общедомового имущества и оборудования. Правило установлено статьей 36 Жилищного Кодекса РФ. Техническое обслуживание лифта требует специальных навыков и знаний, как правило, этим занимаются специалисты аккредитованных сервисных организаций, по договору с УК

Обязанности управляющей организации по обслуживанию лифта

Организация, принявшая по договору управление МКД, проводит осмотры лифтов, согласно установленному графику: раз в год. В условия договора на обслуживание можно включить пункт о более частом освидетельствовании, например раз в 3 или 6 месяцев. По результатам проверки выдается акт обследования, информация фиксируется в техническом паспорте.

Расходы на содержание оплачиваются жильцами всех квартир в доме, даже проживающими на первых этажах. По закону предусматривается возможность освобождения этой категории граждан от платежей путем голосования на общем собрании собственников (ОСС), но на практике это затруднительно.

Из ежемесячных взносов на капитальный ремонт так же удерживается часть суммы, которую УК обязуется аккумулировать на счете для замены комплектующих, элементов механизмов лифтового оборудования. По истечении срока службы, указанного в техпаспорте, лифт подлежит обследованию. Чаще по его результатам выносится вердикт о замене, гораздо реже выдается заключение по продлению периода эксплуатации. По нормативу Технического регламента (ТР) Таможенного Союза 011/2011 срок работы может составлять до 25 лет.

В зоне ответственности УК находится аварийное обслуживание. Оказавшийся в неисправной кабине человек, должен иметь возможность связаться с диспетчерской службой, и получить помощь.

Правовое регулирование вопроса

Вопросы организации безопасной работы грузоподъемников регламентируются рядом документов. В МКД устанавливают оборудование, соответствующее требованиям:

  • ГОСТ 5746-2011 (ISO 4190-1:2010) «Лифты пассажирские»;
  • СНиП III-Г.10.9-65 содержит свод правил по монтажу, сдаче, приемке, перечень нормативной документации (акты и протоколы);
  • ТР Таможенного Союза 011/2011 – требования безопасности;
  • Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 №782 – технический регламент;
  • Статье 36 Жилищного Кодекса РФ – определяет принадлежность лифтовых шахт и оборудования к общедомовому имуществу.
  • Пункт 5.10 Постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170 – устанавливает критерии выбора обслуживающих и ремонтирующих лифты организаций.

Согласно положениям статьи 6 ТР Таможенного Союза освидетельствование проводится уполномоченной аккредитованной организацией. Результат заносится в паспорт лифта, дополнительно оформляют акт. Возможность продления срока эксплуатации рассматривается специалистами испытательных лабораторий.

Виды ремонтов лифтового оборудования в жилых многоэтажных зданиях

Ремонтные работы, в зависимости от текущего состояния, носят планово-предупредительный или экстренный характер. Перед назначением того или иного вида ремонта специалисты обязаны изучить информацию обо всех технических организациях и особенностях эксплуатации конкретного грузоподъемного механизма.

Текущие ремонты

Плановое техобслуживание основных узлов и восстановление их работоспособности относят к текущему содержанию. Косметический и мелкий ремонт оборудования кабины также относится к текущим работам. В перечень мероприятий входят: замена обшивки, ремонт потолка, освещения, приказного и вызывного постов, установка зеркал, поручней, защитных накладок на дверях.

Аварийно-техническое обслуживание

Экстренные работы проводятся после выявления неисправностей, при остановке лифта, особенно с пассажирами. Как правило, для обеспечения безопасности предусмотрено несколько блокирующих алгоритмов, срабатывающих в случае:

  • перегруза сверх установленной техническими документами грузоподъемности;
  • превышения скорости;
  • ослабления троса;
  • размыкания электрической цепи.

Выезд специалистов для ремонтных работ осуществляется в установленном для аварийных служб порядке. До устранения причин сбоя жильцам запрещено пользоваться лифтом.

Капитальный ремонт лифта

Капитальный ремонт – это частичное или полное восстановление механизмов и узлов. Если детали невозможно отремонтировать вследствие износа, их заменяют. Мероприятие оплачивается жильцами из суммы платежей за капремонт. Сумма предварительно удерживается с ежемесячных коммунальных платежей.

Модернизация лифтового оборудования – это улучшение базовых технических параметров: расширение шахты, дверных проемов, увеличение грузоподъемности или замена кабины. Возможна установка систем кондиционирования или обогрева. Во всех случаях хозяйствующая организация согласовывает эти работы с жильцами. Отказ собственников МКД вкладывать средства в лифтовое оборудование может привести к запрету на его использование.

Критерии оценки состояния лифтовой конструкции

Нормативный срок службы носит рекомендательный характер. Определяющее значение имеет состояние конструкций и механизмов, находящееся в прямой зависимости от нагрузок, точности монтажа и других факторов. Тем не менее, законом предусматриваются предписания по осмотру механизмов, как не отслуживших свой срок, так и с истекшим сроком.

Техническое освидетельствование проводят согласно ГОСТ Р 53782-2010 «Правила и методы оценки лифтов при вводе в эксплуатацию. Оценка производится по следующим параметрам:

  • идентификация (соответствие нормам, действующим в период изготовления и монтажа);
  • актуальность технической документации;
  • контроль выполнения рекомендаций по прошлым заключениям;
  • визуальный контроль;
  • измерительный контроль: электроизоляция, электропроводка;
  • испытания: прочность кабины, работа тяговых элементов, подвески и др.;
  • проверка работоспособности устройств безопасности.

Во время установленного срока службы, после ремонта и модернизации, к оборудованию применяют РД 10-98-95. Испытания лифтов иностранного производства могут проводиться по иным методикам, согласованным с Ростехнадзором. ГОСТ Р 54999-2012 определяет общие требования к инструкциям по техобслуживанию.

После истечения срока эксплуатации, установленного производителем и техническим регламентом, при осмотре применяют положения РД 10-72-94 (Методические указания). В документе содержатся общие предписания по выявлению деформаций, связанных с износом: разрушение нагруженных деталей, усталостные трещины. Если по итогам проведения измерительных работ и испытаний были выявлены дефекты, устранить которые невозможно, возникает вопрос о полной замене.

Организации, имеющие допуск к производству ремонтных работ

Согласно п 5.10 Постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170 лица, допущенные к работам, должны знать нормы промышленной безопасности (ст.6 №116-ФЗ) и не иметь медицинских противопоказаний.

Сервис и ремонт лифтового оборудования регулируется саморегулирующей организацией (СРО). Компании, специализирующие на обслуживании лифтовых механизмов, получают в СРО сертификаты и свидетельства разрешающие производить пусконаладочные, ремонтные работы и осуществлять освидетельствование.

Лицензии на эти виды деятельности не предусмотрены. Тем не менее, лифт относят к «особо опасным объектам» (ОПО). Согласно № 225-ФЗ все ОПО подлежат обязательному страхованию. Таким образом, для заключения договора между обслуживающей и УК, требуется соблюдение законодательных норм обеими сторонами. Требования о своевременном оповещении владельцами лифта соответствующей сервисной организации о необходимости освидетельствования, отражены в ГОСТ Р 55964-2014.

Государственные программы по ремонту и замене лифтов в МКД

Замена лифта в МКД согласовывается ОСС. Чаще всего, люди, участвующие в процессе не имеют инженерного образования и выносят решение из соображений экономии. Кроме этого, УК не всегда имеют в распоряжении достаточное количество средств. Так, Ростехнадзором были выявлены документальные факты подмены понятий, когда под видом замены лифта осуществляется его модернизация с сохранением старых направляющих, креплений и других элементов. Такое оборудование по параметрам безопасности нельзя отнести к новому, и оно действительно несет угрозу аварии.

В ответ на требования Ростехнадзора, Минстрой России утвердил понятие «модернизация» письмом от 28 января 2018 г. №2695-НС/06. Таким образом, сохранение хотя бы одного элемента отслужившей конструкции при необходимости замены лифта является нарушением. Тем не менее, соблюдение законов оказалось не по карману большей части хозяйствующих организаций. Сегодня доступно три способа приобретения новых лифтов для МКД:

  1. За счет собственников жилья.
  2. По федеральной программе капитального ремонта (расходы частично оплачивают жильцы, остальную часть – федеральный бюджет).
  3. По региональным программам ускоренной замены лифтов – действуют в рамках региональных программ капремонта. Регионы-участники компенсируют до 100% стоимости.

Сегодня на территории России насчитываются десятки тысяч сломанных лифтов, их количество ежедневно увеличивается одновременно с истечением сроков службы. УК обязаны вовремя выносить вопрос замены и реконструкции на обсуждение, по необходимости обращаться за помощью к федеральным и местным властям. Несоблюдение возложенных на УК обязанностей по обеспечению безопасности контролируется Ростехнадзором и Государственной Жилищной инспекцией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector