Ремонт домофонов

Современный многоквартирный дом (МКД) сегодня сложно представить без домофона. Электронный замок защищает общедомовое имущество, препятствует проникновению в подъезд нежелательного контингента, что сказывается на чистоте и безопасности. Но со временем отдельные детали оборудования изнашиваются, ломаются, возникает вопрос: куда обратиться, если не работает домофон в квартире? Кто должен оплачивать ремонт, и можно ли починить устройство самостоятельно?

Домофон как средство повышения комфортности проживания

Защита и сохранность имущества – достаточно важный вопрос для каждого гражданина. Во все времена применялись различные защитные способы: технические, страховые, привлечение охранных служб. В России почти каждая квартира оснащена металлической дверью, иногда решетками на окнах. Повсеместная установка домофонов началась в 2000-х годах.

Коллективная система имеет ряд достоинств: домофон фактически заменяет консьержа и сторожа, жильцам не требуется устанавливать собственное охранное оборудование, а плата в перерасчете на одну квартиру оказывается невысокой.

Виды поломок и сбоев в работе домофонной системы в МКД

Домофон выполняет две функции: распознает магнитные ключи жильцов дома, открывает вход посетителям, получив сигнал из квартиры. Обычно система оснащена доводчиком, отвечающим за последующую блокировку двери. Оборудование представляет собой несколько блоков, состоящих из разных устройств:

  • клавиатура с динамиком или камерой;
  • электронный замок;
  • блок питания и управления;
  • этажные коммутаторы (у цифровых систем не требуются);
  • переговорные трубки.

Домофон часто плохо работает при минусовых температурах. Устройство обычно расположено с внутренней стороны, над дверью подъезда. Из-за перепада температур при открытии и закрытии, особенно зимой, все время выпадает конденсат. Возможно даже формирование инея.  Но и в теплое время года, на любом участке цепи может возникнуть неполадки:

  • не воспринимаются сигналы абонентского устройства;
  • не работает функция голосовой связи;
  • самопроизвольный сброс при нажатии кнопки;
  • сломался динамик.

Неисправность блока питания вызывает сбой во всей системе. Как в большинстве электронных устройств, главной причиной поломки становится сгоревший предохранитель.

Обслуживание домофона в многоквартирном доме

Основная часть оборудования относится к общедомовому имуществу. Разводка от этажного коммутатора и абонентское устройство – являются собственностью жильцов квартир. Таким образом, при любой поломке, кроме переговорной трубки, ответственность за работоспособность системы несет управляющая компания (УК). Но здесь все не так однозначно.

Вопрос платежа за домофон до сих пор остается непонятным для многих жителей МКД. Договор на установку и наладку оборудования, сервисное и техническое обслуживание заключает товарищество собственников жилья (ТСЖ) или УК, в этом документе прописаны обязанности и права сторон. Часто собственники квартир не знают, за что именно они платят, так как услуга не обозначена в коммунальной квитанции.

У обслуживающих организаций есть возможность сотрудничать с крупными сервисными компаниями, обслуживающими комплексные системы: шлагбаумы, калитки, видеонаблюдение и домофоны. В зависимости от пакета услуг, ремонт абонентских устройств систем контроля удаленного доступа ложится на плечи жильцов. Даже когда входит в перечень работ, осуществляемых подрядчиком, заключившим договор с УК.

ТСЖ вправе заказать установку и наладку оборудования, а сервисное обслуживание взять в свои руки. В таком случае подрядчик несет только гарантийные обязательства. Может существовать отдельный, дополнительный договор на проведение ремонтных работ.

Куда обращаться если не работает домофон в квартире

Первым делом следует рассмотреть возможность отключения за неуплату. Как правило, сотрудничество с домофонными компаниями осуществляется по договору оказания услуг. Отключение производится в одностороннем порядке путем введения специального кода, подрядчик не обязан уведомлять пользователя.

Если действительно произошла поломка, необходимо получить информацию об условиях договора. Возможны следующие варианты:

  • сервисное обслуживание входит в обязанности УК или наемного подрядчика;
  • действует гарантия после установки;
  • выезд мастера по договору может осуществляться бесплатно и производить ремонт со скидкой;
  • согласно договору, ответственность за ремонт и замену абонентского устройства несет собственник.

Только в последнем случае целесообразно решать проблему самостоятельно: выбрать сервис с подходящими условиями или взяться за дело своими руками.

Кто должен устранять неполадки на общем оборудовании подъезда

Ответственность за нормальную работу домофонной системы в целом несет УК или ТСЖ. Обслуживание систем контроля удалённого доступа входит в перечень услуг по управлению, прописанных в Жилищном кодексе Российской Федерации. В зависимости от организации работы, эта задача может быть передана установщику, сервису, осуществляющему мониторинг. Возможен договор на ремонтное обслуживание. При этом установить неисправность и оформить заявку на вызов мастера должно уполномоченное лицо УК или ТСЖ.

Что должен знать и уметь специалист по ремонту домофонов

Специалист должен иметь допуск к работе с электрооборудованием, знать основные отличия в разных системах. Самыми распространенными моделями на рынке являются «Метаком» и «Визит», существуют еще несколько брендов: «Цифрал» «Маршал» и др. Как правило, на ремонтные услуги выдается гарантия, которая обеспечивается сервисной компанией, если мастер впоследствии уволится.

Следует отметить, что мастер по ремонту домофонов не может быть просто умельцем, вроде свободного электрика. Каждая система оснащена собственными сервисными кодами. Несанкционированный взлом или самовольная разблокировка замка без ключа квалифицируется как преступление, так как может угрожать неприкосновенности собственности.

Поломки, связанные с повреждением кабеля на этаже или некорректной работой переговорной трубки, может устранить любой мастер, имеющий допуск, навыки ремонта и инструменты.

Тонкости осуществления ремонта

Неисправности оборудования чаще всего вызваны замыканием или разрывом кабеля. В редких случаях возникает остаточная намагниченность и замок работает неправильно. Рассмотрим основные поломки в системе:

  • Электросхема: вызывает помехи на дисплее, шумы в трубке, сбои при введении кодов, автоматическую блокировку замка и другие последствия. Иногда достаточно замены предохранителя или стабилизатора, в некоторых случаях приходится менять блок управления полностью.
  • Электромеханические проблемы: неисправности контактов клавиатуры, клеммы блока вызова, превышено напряжение между клеммами коммутатора, обрыв в цепи питания замка и другие причины некорректной работы. В таком случае домофон не реагирует на набор номера или вызывает сразу несколько квартир, при снятии трубки не включается режим разговора. Неисправны цепи одного или нескольких абонентских устройств, замок может быть постоянно открыт или закрыт.
  • Неисправности в механике: сбои в работе доводчика или из-за механических повреждений, поломки кнопок.

Выявить природу поломки и принять правильные меры по ее устранению может специалист, имеющий соответствующую квалификацию и навыки. 

Самостоятельный ремонт переговорной трубки. Принцип и рекомендации

Трубка, как известно является собственностью хозяина квартиры. Ее ремонт не нанесет ущерб соседям и общей системе.

Неисправность трубки приводит к полному отсутствию аудиосвязи или дефектам слышимости: слабый звук, помехи, треск. Иногда не срабатывает кнопка открытия двери. Устройство не очень сложное, внутри корпуса находится электросхема с микропереключателем, к которой подключены динамик и микрофон. Ремонт трубки домофона своими руками возможен с минимальным набором инструментов: паяльник и отвертка, пинцет, плоскогубцы. Они пригодятся, если возникли основные неисправности квартирного переговорного устройства:

  • поломка язычка: западание производит тот же эффект, если пользователь вешает трубку, то есть контакт самопроизвольно прерывается – причина в деформации скобы;
  • механические повреждения внутренних пластиковых держателей;
  • контакт кнопки с микропереключателем (перед этим трубка работает с треском), причиной могут стать сильные загрязнения;
  • неполадки с переключателем – выпаивается и заменяется;
  • резистор – баланс между динамиком и микрофоном, плохая слышимость – требуется замена;
  • конденсатор – тоже слышимость – и тоже исправить можно, установив новую радиодеталь;
  • провода и клеммы – разные варианты: подтянуть, изолировать, чаще заменить, если произошло подгорание или оплавление.

Обратите внимание: трубка имеет полярность включения, при демонтаже необходимо маркировать провода. Отремонтировать трубку не всегда удается из-за сложности подбора микропереключателя. Радиокомпоненты обычно стоят недорого, пластмассовые детали тоже можно исправить пайкой, но это может выглядеть не эстетично. Поэтому стоит с серьезностью оценить шансы успешности самостоятельного устранения поломки.

Жителям МКД следует быть подготовленными к нештатным ситуациям с домофонным оборудованием. Необходимо чтобы номер телефона сервисного центра был в доступном месте. Тогда будет возможность быстро известить службу, осуществляющую ремонт. При этом важно знать заключен ли договор, и с какой организацией. Это говорит о том, что собственники жилого помещения в МКД должны всегда быть в курсе, как осуществляется управление домом. В противном случае, ремонт домофона, может затянуться на долго.

Ссылка на основную публикацию