Вывоз ЖБО

Во многих городах и посёлках России имеются многоквартирные дома (МКД), не подключенные к центральной канализационной системе. Стоки, образующиеся в результате жизнедеятельности жителей, скапливаются в специально обустроенных местах. Жидкие бытовые отходы (ЖБО) подлежат своевременному вывозу, с последующей утилизацией. Рассмотрим, как производится данный процесс, какими документами регулируется и кто отвечает за соблюдение установленных норм.  

Жидкие бытовые отходы – понятие и определение по классификатору

Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) разделяет все сбросы на твёрдые и жидкие. Последние, в свою очередь, бывают промышленными и бытовыми. Промышленные отходы образуются на различных производственных предприятиях. Они часто обладают повышенной опасностью для людей и окружающей среды. В зависимости от токсичности входящих компонентов, отходы подразделяют на 5 классов:

  1. Чрезвычайно опасные. Содержат в составе ядовитые вещества – ртуть, свинец, прочие токсичные химические соединения.
  2. Очень опасные. Сюда, среди прочего относится и многая бытовая химия.
  3. Опасные. Это лакокрасочные жидкости, нефтепродукты, органические растворители, синтетические моющие средства.
  4. Малоопасные. Например, растительные масла, животные жиры, пищевые жидкие отходы, косметические средства.
  5. Практически неопасные. Это жидкости, имеющие натуральное природное происхождение. То есть, полностью разлагающиеся естественным образом продукты, без нанесения вреда окружающей среде.

Бытовые отходы, в большей мере относятся к четвёртой категории опасности. Все ЖБО относятся к категории невозвратных. То есть, они не подлежат вторичной переработке.

Что относится к жидким бытовым отходам

ЖБО образуются в результате жизнедеятельности жителей, при пользовании кухнями, ванными и уборными. Это приготовление пищи и мытьё посуды, умывание, принятие ванн, стирка, естественные потребности. То есть в сток уходят растворы бытовой химии, остатки пищи, частицы грязи с одежды, обуви и т.д.

Поскольку в домашних условиях редко используются высокотоксичные вещества, то концентрация опасных компонентов в составе хозяйственно-бытовых стоков сравнительно мала.  В этом заключается их основное отличие от жидких промышленных отходов. Несмотря на условную безопасность, ЖБО из МКД должны вывозиться и утилизироваться в полном соответствии с установленными санитарными правилами и нормами.            

Правовое регулирование обращений с ЖБО

Правила и порядок откачки и вывоза жидких отходов, образовавшихся в жилых зданиях без централизованного водоотведения регламентированы СанПиН и следующими законодательными актами Российской Федерации:

  • Федеральный закон №416 от 2011года, устанавливает технические условия водоотведения.
  • Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 года, №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу ЖБО».

Документы являются руководством в вопросах обустройства и эксплуатации накопителей, в том числе в МКД, и организации вывоза собранных в них стоков. Например, в обязанности управляющих компаний (УК), принявших на обслуживание жилое здание или товариществам собственников жилья (ТСЖ), осуществляющим управление МКД вменяется:

  • обустройство приемника стоков – ямы или септика;
  • выбор организации, выполняющей ассенизаторские работы и заключение с ней официального договора на предоставление услуг;
  • контроль над выполнением договорных обязательств.

На управляющие организации возлагается ответственность за соблюдение экологических и санитарно-гигиенических норм при обращении с ЖБО.

Как образуются и где накапливаются ЖБО в многоквартирных домах

В МКД, не подключенных к центральной канализационной системе, резервуары-накопители подключены к внутридомовой канализационной сети трубопроводами. Обычно слив из кухни, ванны, и туалета производится самотёком, без использования насосного оборудования.

Выгребные ямы представляют собой простые накопительные резервуары. Септики являются более технологичными устройствами, снабжёнными системами биологической очистки и полной герметичностью конструкции. Жидкие бытовые отходы из септиков и отходы из выгребных ям подлежат откачке вывозу по мере заполнения резервуара.  Имеется несколько вариантов утилизации отходов, которые зависят от степени их опасности для людей и природной среды. 

Санитарные нормы для мест стока ЖБО

Требования, предъявляемые к содержанию мест концентрации бытовых стоков, зависят от типа устройства. Выгребные ямы, не оборудованные фильтрами биоочистки, должны:

  • находится на расстоянии не ближе 6 метров к жилому зданию и более, чем в 50 метрах от источника водоснабжения;
  • герметично закрываться;
  • иметь гидроизоляционный слой, для предотвращения попадания в почву и в грунтовые воды загрязненных жидкостей.

Септик предназначен для одновременного накопления и очистки канализационных стоков. Он отличается от выгребной ямы изначально герметичной конструкцией и системами биологического фильтрования. Поэтому, никаких особых требований и ограничений к септикам не применяется.

Организация вывоза жидких бытовых отходов

Для вывоза заключается договор с частным лицом (индивидуальным предпринимателем) или организацией, имеющими лицензию на вывоз ЖБО. Правом заключения подобного договора обладают и власти конкретного муниципалитета. Закон не запрещает выбрать одного или несколько организаций-подрядчиков для населённого пункта.

Для сбора канализационных нечистот используются специальные автомобили, оснащённые вакуумными баками для откачки содержимого выгребных ям и септиков. После этого отходы транспортируются на утилизацию, производимую на специализированных станциях.

Периодичность очистки выгребных ям. Опасность несоблюдения сроков вывозки

Техническими нормами установлены следующие интервалы для откачки и вывоза ЖБО:

  • выгребные ямы и накопители уличных туалетов – не реже двух раз в месяц;
  • септики с локальной очисткой – по мере заполнения;
  • лофт-туалеты – не реже 2-х раз в год.

С учётом этих норм, при оборудовании приёмных устройств для ЖБО рассчитывается их объём. При этом берётся запас в 1/3 от общего объёма на случай непредвиденного увеличения канализационных сбросов. Несмотря на то, что класс опасности небольшой, несоблюдение установленных сроков вывоза может привести к ряду неприятных последствий:

  • создание очага развития патогенной микрофлоры;
  • привлечение разносчиков инфекционных болезней – грызунов и насекомых;
  • образование неприятных запахов.
  • переполнение приёмной ёмкости приведет к попаданию нечистот в почву и грунтовые воды.

В связи с этим к виновникам применяются меры административного наказания в виде наложения штрафов:

  • частному лицу – 1 000 – 2 000 рублей;
  • должностному лицу – 10 000-30000 рублей;
  • индивидуальному предпринимателю – 30 000-50 000 рублей;
  • организации – 100 000-250 000 рублей.

 Тариф на жидкие бытовые отходы

Общероссийский алгоритм предполагает выведение тарифа исходя из установленного норматива образования ЖБО. Но чаще стоимость услуги регулируется законами рынка и конкурентной борьбы между компаниями-операторами. Факторами, влияющими на установление тарифа, являются:

  • объем откачиваемого канализационного стока;
  • размер эксплуатационных и амортизационных затрат на специальную технику;
  • расстояния от мест накопления до пункта утилизации;
  • способ и себестоимость утилизации.

Объем и содержание услуг регулируются договором. Местные власти обязаны контролировать обоснованность тарифов на вывоз ЖБО. Органы местного самоуправления вправе полностью или частично субсидировать расходы граждан на услуги ассенизации.

Для жителей МКД, подключенных к централизованной канализации, вопрос с вывозом и утилизацией ЖБО не стоит. Стоки удаляются и обезвреживаются коммунальными службами при посредством канализационных наносных станций и очистных сооружений. Оплата входит в общую стоимость коммунальных услуг ЖКХ и отображается в графе «водоотведение».  

Жильцам домов, не входящих в центральную канализационную систему, приходится решать вопрос с вывозом ЖБО своими силами – через УК, ТСЖ или инициативную группу собственников. В целом вывоз ЖБО относится к разряду коммунальных услуг, и подлежит обязательному надзору со стороны государственных служб: на предмет своевременности очистки накопителей, правильной утилизации отходов, соблюдения установленной тарифной планки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector