Содержание
- 1 Функциональное назначение пожарного проезда к многоквартирному дому
- 2 Нормативные документы, регламентирующие проезд пожарной техники
- 3 Нормы современного пожарного проезда
- 4 Расчет ширины проезда для пожарной машины
- 5 Требования к содержанию пожарного проезда
- 6 Кто отвечает за состояние пожарного проезда на придомовой территории МКД
- 7 Наглядное обозначение зоны пожарного проезда
Пожарный проезд обеспечивает беспрепятственное продвижение специализированной техники к месту возгорания. Пути механизированных средств пожаротушения к современным многоквартирным домам (МКД) должны быть предусмотрены при проектировании. Если их нет, то объект не будет сдан в эксплуатацию. По правилам противопожарной безопасности – это обязательное условие для зданий с постоянным нахождением людей. Как должны быть оборудованы пути для техники спасателей и кто должен следить за их состоянием – расскажем в этой статье.
Функциональное назначение пожарного проезда к многоквартирному дому
Правильный маршрут противопожарной техники позволяет быстро приступить к тушению огня и создать препятствия для его распространения. Это возможно благодаря:
- свободному, оперативному въезду-выезду пожарных машин на придомовую территорию;
- организованному движению и развороту техники;
- возможности безопасной, устойчивой установки оборудования для тушения пожара и эвакуации людей;
- парковки пожарной техники в месте подключения к гидранту.
Регламентированный пожарный проезд к МКД проектируются на основе действующих документов, в которых указаны нормативы расположения и расстояние между зданиями, сооружениями и хозяйственными объектами на придомовой территории для обеспечения беспрепятственного подъезда средств пожаротушения.
Нормативные документы, регламентирующие проезд пожарной техники
Требования, прописаны в Федеральном законе № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Пункт 6 статьи 63 регламента требует обеспечить беспрепятственный доступ техники к месту возгорания. Статья 90 гласит о необходимости сооружения специальных подъездных путей или совмещенных с функциональными участками проезжей части.
Кроме 123-ФЗ, в Российской Федерации действуют:
- Постановление Правительства № 390 – о противопожарном режиме;
- Свод Правил 4.13130. 2013 – о системе противопожарной защиты.
Согласно СП пожарный проезд к зданию высотой от 28 метров должен располагаться с двух сторон. Если дом ниже 28 метров, с коридорным или двусторонним расположением квартир и в нем имеются наружные лестницы, которые связывают между собой лоджии и балконы, то подъезд к нему может быть разрешен с одной стороны.
Нормы современного пожарного проезда
Эффективным средством борьбы с возгораниями являются специальные площадки, оснащенные автоматическими гидрантами и другими средствами тушения пожара. Но их пока немного и почти все приходятся на новостройки. Поэтому тема организации подъездных путей для пожарных машин по установленным нормам остается актуальной.
По техническим требованиям проезд включает в себя:
- участок проезжей части двора, достаточный для подъезда к МКД;
- примыкающий к нему тротуар, с условием, что асфальтовое покрытие выдерживает вес автомобиля при полной загрузке;
- пространство между тротуаром и стеной.
Газоны в круговой разворот не входят. Если участок пути заканчивается тупиком, то необходимо организовать площадку размером 15х15 м, чтобы спецтехника могла свободно маневрировать.
Современные нормы предусматривают строительство зданий с учетом требований, выдвигаемых к габаритам и радиусу поворота тяжелой машины. От соблюдения этих условий зависит эффективность работы спецтехники в борьбе с огнем.
Расчет ширины проезда для пожарной машины
Ширина – основной критерий при проектировании подъездного пути. Она зависит от количества этажей МКД. Чем выше здание, тем больше машин будет привлечено к ликвидации пожара. Соответственно и проезд должен быть шире. Норматив составляет:
- 1-5 этажей – 3,5 метра;
- от 6 до 16 этажей – 4,2 метра;
- 17 и более – от 6 метров.
Если прилегающая пешеходная зона способна выдержать вес пожарной машины (от 16 т на одну ось), то его ширину тоже можно включить в расчет.
Большинство противопожарных проездов оформляются в виде арок. Минимальная ширина арки – 3,5 м, высота – 4,5 м. В современном строительстве арочные проемы находятся через 300 метров друг от друга, в реставрируемых сооружениях – через 180 м.
Требования к содержанию пожарного проезда
Нормативы, установленные техническими документами о противопожарной безопасности в первую очередь касаются проектировщиков и строителей жилых зданий. Планы застройки, реконструкции, строительства и обустройство придомовой территории должны разрабатываться и внедряться без отступления от установленных правил. На пути спецтехники нельзя располагать детские и спортивные площадки.
Исполнение требований нормативных документов обязательны для муниципальных градостроительных служб. Именно эти органы дают разрешения на пристройки и возведение сооружений во дворах. С учетом организации пожарного проезда проводится межевание придомовой территории.
На территории, прилегающей к МКД должны быть созданы условия для беспрепятственного попадания техники к месту пожара. Грубым нарушением является использование проезда для парковки автомобилей. Оставляя машину около дома, автомобилисты не задумываются, что это может быть часть дороги для специальной техники. Рядом с местом, предназначенным для следования служб спасения нельзя высаживать деревья, клумбы, чтобы не создавать препятствия. Электропровода, кабели должны быть в порядке, а не свисать со стен.
Важно организовать водосток в пожарном проезде так, чтобы вода не застаивалась.
Кто отвечает за состояние пожарного проезда на придомовой территории МКД
Существенная часть ответственности лежит на управляющей компании (УК). По закону территория, прилегающая к многоэтажному жилому зданию должна быть обеспечена:
- подъездным путем, имеется ввиду улицы, парковки, площадки для разворота;
- средствами, с помощью которых можно подняться на крышу, например, наружные лестницы;
- системой водоснабжения (если есть) или специальными резервуарами с водой.
Следить за состоянием пути должны товарищества собственников жилья и сами владельцы помещений. Жители в первую очередь заинтересованы в собственной безопасности. Поэтому должны уведомлять управляющую компанию о появившихся преградах на спец пути.
На деле получается, что при попытке защитить себя и свое имущество от воров, собственники квартир устанавливают шлагбаумы, перекрыв доступ к зданию. Необходимо знать, что за несанкционированное перекрытие въезда во двор предусмотрен штраф, который платить придется УК.
Наглядное обозначение зоны пожарного проезда
Для спецтехники пожарных подразделений во дворах МКД наносится разметка по ходу движения. По нормативам, устанавливают предупреждающие знаки и сигнальные устройства, запрещающие парковать автомобили в данном месте.
На арке, или рядом с ней, размещают знаки со светоотражающим эффектом – «Пожарный проезд! Машины не ставить!» – стандартного размера. Таблички изготавливают из металла или пластика с применением фотолюминесцентных и световозвращающих материалов.
Главная задача при обустройстве придомовых территорий – обеспечение безопасного проживания людей. Организация проезда для пожарных машин, поддержание его в надлежащем состоянии – гарантия скорого приезда служб спасения и быстрой ликвидации пожара. Это залог сохранения жизни, здоровья и имущества граждан.