Содержание
- 1 Правовое регулирование ценообразования при обращении с отходами в ЖКХ
- 2 Основные статьи расходов регионального оператора, учитываемые при установлении тарифа
- 3 Причины пересмотра тарифов на оказание услуг по вывозу мусора
- 4 Какие изменения внесены в тарифное регулирование при обращении с отходами
- 5 Новые правила расчета тарифа на вывоз мусора для населения
- 6 Плюсы и минусы от изменения системы начисления тарифов
- 7 Кто отвечает за корректность расчета тарифа и куда жаловаться, если выявлены нарушения
В России давно усугубилась проблема с мусором. Естественно, этот вопрос привел к реформированию в сфере обращения с отходами. Мусорная реформа, внедрение которой было ожидаемо, для жилого сектора стала своеобразным потрясением и вызвала массу вопросов. Скачок суммы в квитанции вызвал массу недовольства и категоричный отказ части населения производить оплату. Резонансные волнения в обществе стимулировали пересмотр тарифов. Предлагаем вместе разобраться: за счет чего появилась возможность внести изменения в ценообразование, и как изменения способствуют урегулированию разногласий.
Правовое регулирование ценообразования при обращении с отходами в ЖКХ
Федеральный закон № 89 от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления» с актуальными изменениями от 2020 года» определил:
- основные направления по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО);
- распределил обязанности по процессам накопления, вывозки, складирования и утилизации;
- обозначил задачи и обязанности органов власти на региональном и местном уровне;
- установил нормирование, государственный учет, отчетность и информирование граждан на всех этапах ценообразования;
- разъяснил порядок установления тарифов в сфере обращения с ТБО и регулирование предельных значений на основании прогнозирования.
Принципы ценообразования и методы регулирования тарифов прописаны в Постановлении Правительства (ПП) РФ «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» №484 от 30.05.2016. Стоимость коммунальной услуги по обращению с ТБО, определяют в рамках утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.
Основные статьи расходов регионального оператора, учитываемые при установлении тарифа
На все процессы, в результате которых достигается конечная цель при обращении с отходами устанавливается тариф. ПП № 484 обозначило их, как регулируемые виды деятельности. Размер тарифа регионального оператора должен компенсировать расходы на полный цикл обращения с мусором. То есть при расчете тарифа учитывают затраты на сбор, вывоз, переработку, обеззараживание, утилизацию и захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО).
Кроме затрат на регулируемые виды деятельности, в тарифе могут быть учтены другие расходы, обоснованность которых, организация – региональный оператор должна доказать. В Постановлении четко определены расходы и затраты, которые недопустимо включать при начислении единого тарифа на обращение с ТКО.
Причины пересмотра тарифов на оказание услуг по вывозу мусора
То, что тариф требуется пересматривать, предопределили предпосылки срыва мусорной реформы. Население массово не заключало договоры с региональными операторами. Квитанции на оплату игнорировались почти 50% потребителей. Коммунальщики почувствовали, что народ не готов платить в разы больше, чем платили до реформы.
Существенную роль сыграло и то, что люди стали обращать внимание на качество оказываемой услуги. Народный контроль проверял: наличие мусорных баков, расстояние до контейнерных площадок, периодичность вывоза отходов. Надзорные органы были завалены жалобами, не реагировать на которые, было недопустимо.
Региональным и местным органам власти ничего не оставалось, как пересмотреть методики образования тарифа и обязать организации, работающие с отходами произвести корректирующие действия с тарифами – основой цены, которую платят жители.
Какие изменения внесены в тарифное регулирование при обращении с отходами
Неприятие жителями новшеств показало, что ценообразование на старте мусорной реформы требовало тщательного изучения и контроля. Внимательные потребители, привлекли специалистов и выявили статьи расхода, которые необоснованно стали причиной повышения цены для населения. Людям было непонятно, почему потребители должны оплачивать то, что является элементарным вкладом предпринимателя в бизнес-процессы. Кроме того, при проведении тарификации учитывались расходы, на которые были выделены средства государства. Постановление Правительство № 1386 утвердило изменения в регламент ценообразования. Были внесены корректировки, которые касаются:
- затрат на амортизацию основных средств, активов нематериального плана, определяющихся согласно максимальной длительности их обоснованного применения;
- прибыли от инвестиции по целевым программам;
- налога на прибыль, не включаемого в валовую выручку;
- амортизации возведенных за счет федерального бюджета объектов.
В новой реалии расчет тарифа ведется без учета платежа за негативное влияние на окружающую среду. Доходность предпринимательской деятельности вычисляется исходя из более низкой базы. На установление нового тарифа повлияли изменения в 7 пунктах ПП № 484.
Новые правила расчета тарифа на вывоз мусора для населения
По новым правилам расчета установление тарифов производится органами, осуществляющими регулирования тарифов в соответствии с внесенными в соответствующую нормативную базу изменениями. Определен перечень расходов региональных операторов, которые они не должны включать в состав экономических затрат при обращении с ТБО.
То, что, органам власти пришлось признать завышение тарифной составляющей цены за обращение с отходами, привело к усилению контроля над корректностью расчетов со стороны органов государственного контроля и Федеральной антимонопольная службы (ФАС). Сегодня, среднее начисление за мусор с человека составляет чуть больше 100 рублей. Тогда как до внесения изменений эта цифра составляла более 150 рублей.
Плюсы и минусы от изменения системы начисления тарифов
Уменьшение суммы платежей – то главное, чего удалось добиться потребителям коммунальных услуг. Кроме изменений в квитанции граждане получили:
- прозрачность формирования цены – операторам введено в обязанность публиковать информацию на официальном сайте компании;
- участие в оформлении договора, в котором прописаны: обязанности сторон, стоимость услуг, порядок внесения изменений в тарифное регулирование.
Из минусов можно отметить медленное продвижение реформы. Исполнители коммунальной услуги по обращению с отходами объясняют это нехваткой средств. Еще одним важным недостатком считается, что новшества в тарифном регулировании не смогли выровнять уровень цены за обращение с мусором по регионам.
Кто отвечает за корректность расчета тарифа и куда жаловаться, если выявлены нарушения
Подробный порядок расчета и выведение суммы, которую в итоге жители видят в квитанции установлен в ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.12.2020). Ответственной организацией является региональный оператор. Даже если часть работ производят подрядные организации. Это стимулирует оператора договариваться с подрядчиками в рамках тарифных пределов или компенсировать превышения за свой счет.
Граждане обладают правом подать заявление на расшифровку расходов, если считают, что цена завышена. Можно обратиться в ФАС. Но ошибка в тарифе скорее всего не подтвердится, так как установленный норматив постоянно подвергается проверке в органах регулирования на уровне региональной или местной власти. И там понимают, чем грозит невнимательность к искажениям и завышениям при тарифном регулировании.
Часто сумма платежа бывает неверной по другим, независящим от тарифной составляющей, причинам. Например, заведена большая численность проживающих, если оплату считают с человека, или завышена площадь помещения, если расчет ведется с метража.
Итак, новый тариф за мусор – явление, скорее положительное. Конечно, его снижение не решило другие многочисленные проблемы. И все же можно считать прорывом, тот факт, что потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО, смогли добиться внимания к проблеме. При этом выявлено, что в тарифной политике не все идеально, и были включены расходы, которые жители не обязаны оплачивать. Это хороший урок для реформаторов в системе ЖКХ и повод не злоупотреблять в вопросах ценообразования.