Тариф за вывоз мусора

В России давно усугубилась проблема с мусором. Естественно, этот вопрос привел к реформированию в сфере обращения с отходами. Мусорная реформа, внедрение которой было ожидаемо, для жилого сектора стала своеобразным потрясением и вызвала массу вопросов. Скачок суммы в квитанции вызвал массу недовольства и категоричный отказ части населения производить оплату. Резонансные волнения в обществе стимулировали пересмотр тарифов. Предлагаем вместе разобраться: за счет чего появилась возможность внести изменения в ценообразование, и как изменения способствуют урегулированию разногласий.

Правовое регулирование ценообразования при обращении с отходами в ЖКХ

Федеральный закон № 89 от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления» с актуальными изменениями от 2020 года» определил:

  • основные направления по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО);
  • распределил обязанности по процессам накопления, вывозки, складирования и утилизации;
  • обозначил задачи и обязанности органов власти на региональном и местном уровне;
  • установил нормирование, государственный учет, отчетность и информирование граждан на всех этапах ценообразования;
  • разъяснил порядок установления тарифов в сфере обращения с ТБО и регулирование предельных значений на основании прогнозирования.

Принципы ценообразования и методы регулирования тарифов прописаны в Постановлении Правительства (ПП) РФ «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» №484 от 30.05.2016. Стоимость коммунальной услуги по обращению с ТБО, определяют в рамках утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.

Основные статьи расходов регионального оператора, учитываемые при установлении тарифа

На все процессы, в результате которых достигается конечная цель при обращении с отходами устанавливается тариф. ПП № 484 обозначило их, как регулируемые виды деятельности. Размер тарифа регионального оператора должен компенсировать расходы на полный цикл обращения с мусором. То есть при расчете тарифа учитывают затраты на сбор, вывоз, переработку, обеззараживание, утилизацию и захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО).

Кроме затрат на регулируемые виды деятельности, в тарифе могут быть учтены другие расходы, обоснованность которых, организация – региональный оператор должна доказать. В Постановлении четко определены расходы и затраты, которые недопустимо включать при начислении единого тарифа на обращение с ТКО.

Причины пересмотра тарифов на оказание услуг по вывозу мусора

То, что тариф требуется пересматривать, предопределили предпосылки срыва мусорной реформы. Население массово не заключало договоры с региональными операторами. Квитанции на оплату игнорировались почти 50% потребителей. Коммунальщики почувствовали, что народ не готов платить в разы больше, чем платили до реформы.

Существенную роль сыграло и то, что люди стали обращать внимание на качество оказываемой услуги. Народный контроль проверял: наличие мусорных баков, расстояние до контейнерных площадок, периодичность вывоза отходов. Надзорные органы были завалены жалобами, не реагировать на которые, было недопустимо.

Региональным и местным органам власти ничего не оставалось, как пересмотреть методики образования тарифа и обязать организации, работающие с отходами произвести корректирующие действия с тарифами – основой цены, которую платят жители.

Какие изменения внесены в тарифное регулирование при обращении с отходами

Неприятие жителями новшеств показало, что ценообразование на старте мусорной реформы требовало тщательного изучения и контроля. Внимательные потребители, привлекли специалистов и выявили статьи расхода, которые необоснованно стали причиной повышения цены для населения. Людям было непонятно, почему потребители должны оплачивать то, что является элементарным вкладом предпринимателя в бизнес-процессы. Кроме того, при проведении тарификации учитывались расходы, на которые были выделены средства государства. Постановление Правительство № 1386 утвердило изменения в регламент ценообразования. Были внесены корректировки, которые касаются:

  • затрат на амортизацию основных средств, активов нематериального плана, определяющихся согласно максимальной длительности их обоснованного применения;
  • прибыли от инвестиции по целевым программам;
  • налога на прибыль, не включаемого в валовую выручку;
  • амортизации возведенных за счет федерального бюджета объектов.

В новой реалии расчет тарифа ведется без учета платежа за негативное влияние на окружающую среду. Доходность предпринимательской деятельности вычисляется исходя из более низкой базы. На установление нового тарифа повлияли изменения в 7 пунктах ПП № 484.

Новые правила расчета тарифа на вывоз мусора для населения

По новым правилам расчета установление тарифов производится органами, осуществляющими регулирования тарифов в соответствии с внесенными в соответствующую нормативную базу изменениями. Определен перечень расходов региональных операторов, которые они не должны включать в состав экономических затрат при обращении с ТБО.

То, что, органам власти пришлось признать завышение тарифной составляющей цены за обращение с отходами, привело к усилению контроля над корректностью расчетов со стороны органов государственного контроля и Федеральной антимонопольная службы (ФАС). Сегодня, среднее начисление за мусор с человека составляет чуть больше 100 рублей. Тогда как до внесения изменений эта цифра составляла более 150 рублей.

Плюсы и минусы от изменения системы начисления тарифов

Уменьшение суммы платежей – то главное, чего удалось добиться потребителям коммунальных услуг. Кроме изменений в квитанции граждане получили:

  • прозрачность формирования цены – операторам введено в обязанность публиковать информацию на официальном сайте компании;
  • участие в оформлении договора, в котором прописаны: обязанности сторон, стоимость услуг, порядок внесения изменений в тарифное регулирование.

Из минусов можно отметить медленное продвижение реформы. Исполнители коммунальной услуги по обращению с отходами объясняют это нехваткой средств. Еще одним важным недостатком считается, что новшества в тарифном регулировании не смогли выровнять уровень цены за обращение с мусором по регионам.

Кто отвечает за корректность расчета тарифа и куда жаловаться, если выявлены нарушения

Подробный порядок расчета и выведение суммы, которую в итоге жители видят в квитанции установлен в ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.12.2020). Ответственной организацией является региональный оператор. Даже если часть работ производят подрядные организации. Это стимулирует оператора договариваться с подрядчиками в рамках тарифных пределов или компенсировать превышения за свой счет.

Граждане обладают правом подать заявление на расшифровку расходов, если считают, что цена завышена. Можно обратиться в ФАС. Но ошибка в тарифе скорее всего не подтвердится, так как установленный норматив постоянно подвергается проверке в органах регулирования на уровне региональной или местной власти. И там понимают, чем грозит невнимательность к искажениям и завышениям при тарифном регулировании.

Часто сумма платежа бывает неверной по другим, независящим от тарифной составляющей, причинам. Например, заведена большая численность проживающих, если оплату считают с человека, или завышена площадь помещения, если расчет ведется с метража.

Итак, новый тариф за мусор – явление, скорее положительное. Конечно, его снижение не решило другие многочисленные проблемы. И все же можно считать прорывом, тот факт, что потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО, смогли добиться внимания к проблеме. При этом выявлено, что в тарифной политике не все идеально, и были включены расходы, которые жители не обязаны оплачивать.  Это хороший урок для реформаторов в системе ЖКХ и повод не злоупотреблять в вопросах ценообразования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector