Обслуживание пожарной сигнализации

В соответствие с законодательством, наличие системы пожарной сигнализации в многоквартирных домах (МКД), имеющих 9 и более этажей или высоту 28 и более метров, носит обязательный характер. В зданиях, предназначенных для проживания, с меньшей этажностью, пожарная сигнализации (ПС) может быть установлена по желанию жильцов.

Установка ПС, лишь один шаг по обеспечению безопасности граждан и их имущества. Своевременное, полноценное обслуживание – это целый комплекс мероприятий, которые должны проводиться на постоянной основе. Выполнение всех обязательных действий станет залогом исправного функционирования. Целью статьи является рассказать о важности наличия пожарной сигнализации в МКД.

Пожарная сигнализация – назначение системы и принцип работы

Пожарная сигнализация представляет собой применение технических средств для обнаружения признаков пожара и принятие мер по их устранению. Главное ее назначение – передача соответствующей информации в дежурную службу. ПС должна характеризоваться:

  • быстродействием;
  • оперативностью;
  • своевременностью;
  • безопасностью;
  • высоким качеством материалов и комплектующих деталей.

Система ПС включает извещатели. Это – технические устройства, устанавливаемые непосредственно на объекте для передачи тревожного сигнала. Они осуществляют контрольные функции за физическими характеристиками окружающей среды (температурой, плотностью, образованием копоти, газов и т.д.) посредством работы специальных датчиков. При изменении параметров датчики передают информацию на приемные устройства. Извещатели классифицируют на:

  • тепловые, чувствительные к повышению температуры в помещении вследствие процесса горения;
  • дымовые, обнаруживающие в воздушной массе мелких аэрозольных частиц копоти и дыма;
  • определители пламени, фиксирующие появление огня посредством ультрафиолетового или инфракрасного излучения;
  • газовые, чувствительные к концентрации газов в воздухе;
  • ручные, представляющие собой механическую тревожную кнопку.

Многообразие видов пожарных извещателей дает возможность подобрать модель и учесть все факторы. Обычно это: конструктивные особенности, принцип работы, специфика помещения, внешний вид и др. 

Кроме извещателей широко применяются приемные устройства. Это – приборы, необходимые для получения сигналов о пожароопасной обстановке в контрольном пункте, определения точки сигнала и передачи звукового и светового оповещения.

Приборы, с функцией исполнительного устройства применяют для управления ситуацией в условиях пожара. Например: пульт дистанционного управления, светозвуковые механизмы, релейные модули и др.

Нормативные документы, устанавливающие правила установки и функционирования противопожарных систем

Процесс технического обслуживания сигнализации регламентирован нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме»;
  • РД 009.01-96 «Типовой регламент технического обслуживания пожарной сигнализации».

В этих и других документах отражены требования к процессам установки, эксплуатации, обслуживания, ремонта пожарной сигнализации, а также определена ответственность за их несоблюдение. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, утвержден Перечень зданий, сооружений, которые должны оснащаться автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03).

Система пожарного оповещения. Как узнать, есть ли она в МКД?

Узнать о наличии сигнализации можно в управляющей компании (УК) или в правлении дома. В многоэтажных домах пожарные извещатели устанавливаются:

  • в квартирах, 
  • в технических комнатах,
  • в общих коридорах,
  • на лестничных площадках.

Приборы и мониторы, отвечающие за управление ПС, могут находиться в помещении консьержа. Если такового не имеется, то в общем коридоре, в шкафу связи. Главное условие – отсутствие свободного доступа к устройству.

При установке единой системы пожарной безопасности для нескольких подъездов выделяется диспетчерская комната или зона, из которой прокладываются линии связи, кабельные трассы до каждого извещателя. Дополнительно монтируют блок питания – резервное дополнение на случай отключения основной электроэнергии.

Техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации в МКД

Следующим шагом после установки пожарной сигнализации является заключение договора с соответствующей организацией на техническое обслуживание (ТО). Можно продолжить работу с той организацией, которая занималась проектированием и монтажом, а можно выбрать другую, имеющую право на техобслуживание. В любом случае, деятельность обслуживающей сигнализацию организации должна быть лицензирована, иметь соответствующую материально-техническую базу, квалифицированный кадровый состав и прозрачный прайс-лист.

Обязательная процедура в рамках ТО ПС является ведение соответствующего журнала. В нем отражаются все проводимые работы с точным указанием сроков в соответствие с определенным договором графиком. Ведется такой журнал в 2 экземплярах и хранится в эксплуатирующей и обслуживающей организациях. В ходе проведении проверки надзорными органами, помимо непосредственно устройств системы ПС, подлежит проверке и данный документ.

В современных условиях ведение журнала технического обслуживания пожарной сигнализации возможно в электронном виде, это удобно и для его заполнения, и для хранения, и для быстрого доступа к нему проверяющих.

Как проводится проверка работоспособности системы

Главная задача техобслуживания ПС – обеспечение ее непрерывной работоспособности. Специалисты в рамках проведения ТО и систем сигнализации осуществляют следующие действия:

  • проверяют основной и резервный источники питания;
  • анализируют работоспособность технических приборов и устройств в дежурном режиме и режиме диагностики;
  • проверяют работоспособность пожарных извещателей.

Процесс обслуживания систем противопожарной защиты включает в себя визуальный осмотр всех устройств, устранение имеющихся неисправностей, загрязнений, корректировку параметров, тестирование приборов.

Осуществление работ по обслуживанию ПС в жилом доме сопровождается внесением информации по каждой выполненной процедуре в журнал регистрации работ по ТО ПС, указываются даты проведения работ, их описание, все наименования и результаты. По завершении всех действий оформляются протоколы, ведомость и составляются акты: проведения обслуживания и приемки пожарной сигнализации – если проводился ремонт.

В акте приемки отражается информация о монтажных и наладочных работах, проведенных процессах тестирования и испытаниях. Он содержит перечень замененных деталей и запчастей. Акт может быть составлен в свободной форме или в соответствие с установленным в компании образцом.

В ведомости описывается обслуживаемое оборудование, указываются наименования, марки, номера, количество приборов и устройств, в отношении которых проводились работы. В протоколах содержатся данные об измерении сопротивления линии. Согласно РД 009.01-96, проверка работоспособности системы и ее составных частей должно проводиться ежемесячно.

Периодичность обслуживания пожарной сигнализации

Регулярность технического обслуживания ПС – важное условие ее бесперебойной работы. Сбои в системе недопустимы, поэтому необходимо придерживаться определенной последовательности действий.

Порядок и периодичность обслуживания определены Типовым регламентом. Это документ, включающий перечень проводимых работ и технологические карты по каждой операции.

Плановое обслуживание и контроль осуществляются ежемесячно. Внешний осмотр составных систем, положения выключателей, переключателей и индикаторов проводят 2 раза в месяц. Замеры сопротивления изоляции обязательны каждые 3 года. Раз в 5 лет производят замену батарей резервных источников питания. Данные аспекты, хоть и установлены регламентом, необходимо прописать в договоре.

Стоимость технического обслуживания систем противопожарной защиты

Главным основанием при расчете стоимости проведения регламентных работ являются площадь здания и структура системы ПС. Количественные показатели корректируются установленными коэффициентами. Цены на техническое обслуживание сигнальных систем устанавливаются:

  • с учетом этажности и количества обслуживаемых подъездов и квартир;
  • исходя из выбранных систем сигнализации;
  • по уровню сложности оборудования.

При наличии факторов, повышающих риск, сложность и трудоемкость работ, расценки, конечно, увеличиваются. К таким факторам относятся:

  • срок работы технических средств (10 и более лет);
  • работа устаревшего оборудования;
  • неисправность приборов и их технических элементов;
  • наличие нескольких модулей.

Существуют и факторы, снижающие стоимость на техническое обслуживание систем пожарной безопасности, например: оборудование системы ПС обслуживается комплексно в составе других средств защиты. В случае долгосрочного сотрудничества с обслуживающей организацией, услуги могут быть предоставлены со скидками и понижающими коэффициентами.

Кто принимает решение о выделении средств на систему оповещения о возгорании в жилом здании

Если в новостройках вопрос обеспечения сигнальными датчиками и оборудование решен в процессе строительства, то в старых домах зачастую системы оповещения отсутствуют. Заниматься приведением пожарной безопасности должна компания, обслуживающая дом – УК.

В соответствии с ч.2 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, установка в МКД пожарной сигнализации возможна за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется из взносов собственников квартир. Решение о выделении средств, должно быть утверждено собранием собственников. Получается, что владельцы квартир в домах выше 28 метров, должны решать большинством голосов, вопрос решенный законодательно. Тем более речь идет о собственной безопасности.

Такой порядок установлен во всех случаях расходования средств на общее имущество МКД. Если принять отрицательное решение, последуют штрафные санкции. Стоит отметить, что через решение общего собрания можно установить сигнализацию в любом многоэтажном доме. Это плюс, и конечно не помешает повышению безопасности жителей.

Обслуживание сигнализации – регламентированный процесс. Как сказано выше периодичность основных мероприятий – каждый месяц. Плата за обслуживание ПС отражается в квитанции и оплачивается жильцами.

Пожарная сигнализация подразумевает тесную взаимосвязанность устройств целой системы. Сбой в одном элементе может привести к нарушению общей работы. Поэтому полноценное качественное обслуживание, своевременное устранение дефектов, соблюдение графика проверок – обязательные условия эксплуатации сигнальной системы противопожарной защиты в многоквартирных домах. От бесперебойности работы и надежности противопожарной системы зависит безопасность всего многоквартирного дома и его жильцов. Поэтому монтажом и ТО автоматической пожарной сигнализации должны заниматься высококвалифицированные, специально обученные специалисты.

Ссылка на основную публикацию