Аварийная служба

Многоквартирный дом (МКД)– это не только стены и крыша, но еще и сложная инженерная система, в которой все должно работать на благо жильцов. Но в любой системе время от времени происходят сбои. Кто должен устранять неисправности? Кто несет ответственность за аварийное обслуживание многоэтажного жилого дома и систем, снабжающих жилые здания коммунальными ресурсами? Ответы на эти и другие, часто задаваемые вопросы, содержаться в статье

Кто является ответственным за организацию и работу аварийной службы ЖКХ

Согласно №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах» специализированные организации обязаны вести работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывать и выполнять планы по их предотвращению.

Организовать аварийно-техническое обслуживание инженерных сетей – обязанность управляющей компании. Существует два способа реализации этой задачи:

  • создание собственной аварийно-диспетчерской службы (АДС);
  • договор со сторонней организацией.

Управляющие компании (УК) и органы местного самоуправления (МСУ) могут создавать объединенные диспетчерские и аварийно-диспетчерские службы, действующие в пределах жилого комплекса, микрорайона, административного округа. Кроме этого, единые службы создаются совместно МСУ и МЧС, водопроводно-канализационным хозяйством, Энергосбытом, гарантирующими поставщиками услуг и контролирующими организациями.

АДС должна занимать отдельное помещение, где располагаются операторы, иметь склад для аварийного запаса материалов и оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимый автотранспорт и спецтехнику. АДС в административном и оперативном отношении подчиняется начальнику или главному инженеру, руководство осуществляет старший диспетчер.

Основные функции аварийной службы ЖКХ

Постановлением Правительства РФ № 331 от 27 марта 2018 г. были внесены изменения, регулирующие деятельность АДС. Согласно новой редакции в обязанности аварийно-диспетчерской службы входят следующие задачи:

  • ежедневный мониторинг состояния инженерных систем МКД;
  • проверка качества коммунальных ресурсов;
  • круглосуточный прием и выполнение заявок;
  • экстренные и профилактические мероприятия по обеспечению безопасности.

Новый порядок обязывает диспетчера отвечать на телефонные звонки в течение 5 минут и принимать меры не позднее, чем через 10 минут после поступления звонка, голосового или электронного сообщения.

Структура подразделения

Законодательство не определяет жесткий штатный состав АДС. Начальник АДС (или главный инженер) подчиняется руководителю управляющей организации. В обязанности ответственного лица входит осуществление профилактических и оперативных мероприятий, руководство персоналом.

В дневное время в диспетчерской АДС должен присутствовать старший диспетчер, при возникновении аварийной ситуации его могут вызвать в любое время суток. Диспетчеры координируют деятельность АДС, ведут журнал заявок, следят за сроками исполнения обращений, контролируют наличие запаса материалов.

К техническому персоналу относят слесарей, электриков, электромонтеров, сантехников. Штатное расписание составляется с учетом обеспечения бесперебойной круглосуточной работы. Дежурный персонал работает круглосуточно. При возникновении аварийных ситуаций запрещено сдавать смену до ликвидации аварии или до особого распоряжения начальника АДС.

В каких случаях жители МКД вызывают аварийную службу

Аварийные ситуации в коммунальных системах жизнеобеспечения могут возникать как в пределах одного жилого здания, так и на участках городских сетей. Самые частые неполадки в ЖКХ, которые входят в сферу деятельности аварийных служб:

  • Системы водоснабжения: нарушения в работе водонапорных башен, разводных сетей, насосного или водоочистного оборудования.
  • Канализация: выбросы загрязняющих веществ, засоры, коррозийные разрушения.
  • Утечка газа: разрушения и разрывы внутридомовых и распределительных газопроводов, неисправности на распределительных пунктах.
  • Электроснабжение: повреждение линий.
  • Теплотрассы и котельные в зимнее время: износ или выход из строя оборудования в связи с передами давления или температур.

Жильцы МКД имеют право обратиться в АДС:

  • без предупреждения отключили горячую или холодную воду;
  • квартиру заливает водой;
  • нет электричества;
  • снизилась температура воздуха и горячей воды в зимнее время;
  • запах газа или задымление в подъезде;
  • засор канализации.

АДС так же примет меры в следующих ситуациях:

  • неисправность мусоропровода;
  • короткие замыкания, сбой работы электроприборов в местах общего пользования;
  • взломана дверь в техническое помещение;
  • затоплен подвал здания;
  • течь кровли;
  • повреждения водосточных труб, элементов водосточных систем.

При поступлении сигналов об авариях на участках городских сетей, трансформаторных подстанций и вводных шкафов вызывают аварийные службы соответствующих предприятий.

Диспетчеризация аварийной службы

В области автоматизации инженерных систем отдельное внимание уделяют диспетчеризации. Система диспетчеризации – это комплекс аппаратных устройств для мониторинга и управления. Традиционные схемы контроля в сфере ЖКХ предполагают штат операторов, работающих круглосуточно, дежурные бригады, в обязанности которых входит периодический объезд закрепленных за ними объектов.

Контроль работы инженерных сооружений (котельные, насосные, очистные, подстанции) требует значительных затрат. Кроме этого, причиной большей части аварий является человеческий фактор: недосмотр или бездействие.

Диспетчеризация МКД позволяет контролировать работу систем жизнеобеспечения, вести поквартирный учет, управлять коммуникациями удалено.

Прежде всего, автоматизация касается контроля функций лифтов, шлагбаумов, котельных, но сегодня управляющим компаниям доступны более эффективные комплексные решения, например регуляция теплового режима здания, автоматизированный сбор показаний счетчиков.

Где можно узнать телефон для сообщения об аварии

Управляющая компания предоставляет жильцам телефоны одной или нескольких аварийных служб, выполняющих сервисное обслуживание МКД. Как правило, в подъездах размещают стенды информацией, контакты дублируются в квитанциях. Узнать телефон АДС можно в городских справочных. Если нет возможности позвонить, можно обратиться к диспетчеру, нажав кнопку связи в лифте.

Правила приема звонков жителей

Заявки, поступившие от пользователей и собственников жилья, заносятся в журнал аварийно-диспетчерской службы. В обязанности диспетчера входят уведомления о жильцов вызове тех или иных специалистов, контроль сроков устранения неисправностей. Регистрация заявок может осуществляться в специализированных программах в электронном виде. Но в соответствии с требованиями Постановления Правительства №331 журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью АДС.

Сроки реагирования на звонок об аварии и время на устранение

Регламент, утвержденный п. 13 Постановления Правительства РФ № 416 от 15 марта 2013 года, обязывает аварийно-восстановительные службы действовать в установленные сроки:

  • локализация повреждений инженерных систем производится в течение 30 минут с момента поступления обращения;
  • устранение повреждений инженерных сетей – до 3 суток;
  • засоры в системах водоотведения ликвидируются в течение 2 часов;
  • засоры мусоропроводов – в течение 2 часов, но срок ограничивается законом «О тишине» с 8 до 23 часов.

О выявленных повреждениях инженерных систем диспетчер сообщает в территориальные органы МСУ.

Доступ аварийно-диспетчерской службы в помещения МКД

Заключение договора с АДС обязывает УК обеспечивать доступ в помещения общего пользования и на объекты, предназначенные для обеспечения работы инженерных систем с целью осуществления текущего контроля, профилактических мероприятий и устранения неисправностей. Доступ сотрудников в жилые помещения согласовывается с жильцами.

Ответственность за срыв сроков прибытия к месту аварии

Сотрудники аварийно-ремонтной службы несут ответственность за несоблюдение установленных сроков и ненадлежащее проведение работ. Штрафы предусматриваются для членов оперативной группы и должностных лиц. Нарушения фиксируется органами МСУ.

Стоимость и порядок оплаты за обслуживание в аварийных ситуациях

Обслуживание объектов общего пользования входит в ежемесячные платежи за коммунальные услуги. Вызов аварийной службы для устранения неисправностей, связанных с неправильной эксплуатацией инженерных систем жильцами, оплачивается отдельно. Например, стояки относятся к общему имуществу, а несанкционированная установка водяных теплых полов – нет.

Отслеживание наличия служб, реагирующих на аварии в жилищно-коммунальной сфере – задача муниципалитета. Обязанность возлагается на компании, имеющие соответствующую техническую базу и специально обученный персонал. Задача собственников жилых помещений в МКД бережно относится к коммунальному имуществу и своевременно сообщать о возникающих проблемах.

Ссылка на основную публикацию